Толпою по Норвегии.

Ежегодный, традиционный выезд в Норвегию собрал в этом году достаточно большое кол-во участников: в 3х автобусах разместилось 24 человека. Отрадно, что и говорить, было наблюдать на просторах Норвегии такое многочисленное сообщество райдеров из Санкт-Петербурга.
График поездки был достаточно light. Это значило, что мы не собирались мочить срани и рвать по две речки за день. Заявленная на поездку категорийность рек была III - IV, ну и конечно по желанию, для небольшой группы смельчаков - V.
И понятное дело, что наш коллектив, состоящий из 24 человек, был весьма неоднороден. Были, конечно, подающие надежды молодые амбициозные ребята, были и те, кто просто хотел повысить свой уровень сплава, многие приехали посмотреть красоту Норвегии и прокатиться по III_ечкам. В этом случае, наличие 3х автобусов давало нам прекрасную возможность для маневра в рамках одной поездки.
Вот уже второй год подряд план посещения норвежских рек, с небольшими изменениями в зависимости от настроения участников, остается неизменным, а именно:
1. Asta
2. Setninga
3. Atna
4. Folla
5. Jori
6. Lora
7. Rauma
8. Ulvaa
9. Sjoa
Итак, начнем с первой в этом списке - Asta. На Put in_е достаточно места для ночевки, правда, небольшие поляны расположены рядом с лесной грунтовой дорогой, но тихо. Если пройти ближе к реке, там большая поляна, на которой есть рыбацкий домик с удобствами во дворе(домик открыт вот уже второй год). В домике чисто и тепло - можно переночевать.
завтрак на Astaзавтрак на Asta










По описанию в Norway Whitewater Guide речка категории III+(IV). Да, скорее всего, так оно и есть. При наличии хорошего уровня воды речка великолепна для начинающих и для раскатки. Воды в этом году на речках в регионе Неdmark было много,столько, что несвойственно этому периоду: конец июля. При отсутствии воды все превращается в тривиальный камнежопинг.
Put in на AstaPut in на Astaвводная перед сплавомвводная перед сплавом










Протяженность сплавного участка 11 км. Река протекает среди красивых лесов и имеет несколько коротких неглубоких каньонов. По нашему большому уровню воды все текло, булькало, колыхалось: валы, бочки различных размеров - несколько веселых мест.
начало сплаваначало сплавабыли отстрелыбыли отстрелы










Take out - перед мостом дороги Е3, с правой стороны. Рядом с мостом большой паркинг.
Кстати, совсем недалеко от Asta есть речка Imsa(upper/lower)- 5 и 9км. Если воды в регионе много, то и эта речка тоже работает - для любителей III_чек. Уровень воды в Imsa можно посмотреть прямо с дороги, проезжая по Е3 с моста через речку.
Take outTake out










Следующая по нашему маршруту - р.Atna. Здесь руководствоваться указаниями по Put in_у из Norway Whitewater Guide, по-моему, не следует, но только в том случае, если вы не хотите посмотреть на рыболовные достопримечательности норвежских рек. Заезжать лучше по дороге № 27, после моста через р.Atna(с моста, с правой стороны будет виден мощный техногенный порог)повернуть направо на грунтовку и ехать пока есть возможность по левому берегу реки: чем дальше проедете(периодически встречаются шлагбаумы), тем лучше. От моста через речку по этой дороге как раз и начинается бурляшка. Речка широкая и достаточно полноводная. Даже при низком уровне воды можно ехать, но ощущения, конечно, будут другие. При нашей большой воде все пёрло, и мы промчались порядка 16км очень быстро.
По Norway Whitewater Guide речка заявлена категорийностью II-IV. II_ку, как было упомянуто выше, вам плыть не обязательно. А общий фон сплавного участка от моста и 6-7км ниже можно, по-моему, назначить III с локальными шиверами на III+(это при определенном уровне воды). Дальше, речка становится еще шире и скучнее - можно фигарить до Take out_а, любуясь природными видами по берегам. Take out - чуть не доезжая слияния Atna и Setninga, и по хорошей лесной дорожке(300м) с лодочкой на плече можно дойти до Take out_а р.Setninga, где и был расположен наш лагерь.
Стоянка на р. SetningaСтоянка на р. Setninga










"Setninga - a whitewater pearl in a deep and remote gorge." И это правда! Речка, достаточно узкая, бежит быстро. Два веселых каньончика по пути прибавят динамике сплаву. Ну, разве что после деревянного моста через реку, где проходит конная тропа, русло становится шире, водичка растекается по сторонам, и, порядка 6-7 км до последнего зачетного порога прямо перед Take out_ом, вам придется погрести, маневрируя на мелких шиверах, вспоминая те два веселых каньоньчика. Но, для того, чтобы ваше ощущение от речки было действительно whitewater pearl - нужна солнечная, яркая погода(а это, как известно, - не угадаешь!).
Put in, SetningaPut in, Setninga










Согласно Norway Whitewater Guide категория этой речки - III-IV. Да, хотелось бы отметить, что категорийность сильно зависит от уровня воды - по малой воде IV_ку вы здесь не найдете.
У нас воды было достаточно, и наши замечательные атлеты регулярно принимали лечебные дозы горячительных напитков из тапочек, рассматривая с сожалением свои разбитые на руках пальчики.










Грузим лодки и переезжаем на р. Folla. Широкая, достаточно полноводная река. Из заявленных 10-и км сплава интерес представляет, на мой взгляд, только участок метров 300-500, расположенный недалеко от Put in_а: череда бочек стопперов различной величины, валы, бурляшка - есть, где повеселиться любителям слаломной техники. Впрочем, по причине того, что река имеет приличную ширину - все препятствия можно объехать достаточно легко, имея, безусловно, желание это сделать.
У некоторых наших атлетов было очень сильное желание, но, в силу отсутствия технических навыков, не было возможности - снова продолжили лечение "тапочками"!
стоянка на Follaстоянка на Folla










р.Jori, нижняя секция standart, протяженностью 17км. Секция великолепная и будет, безусловно, интересна, как для продвинутых райдеров, так и для крепких середнячков. По Norway Whitewater Guide участок назначен классом - III-IV. И, как мы уже неоднократно отмечали, все зависит от уровня воды. В хорошую большую воду есть парочка местечек, где так и хочется нарисовать V. А вот, будучи на верхней Jori(по Norway Whitewater Guide -чистая V) в малую воду, V-ку нужно было еще и поискать. Ну, уж тут, как водится, все зависит от субъективного восприятия: приедет, например, какой-нибудь Ас, и когда пройдет все это быстренько - скажет, что все это II-ка и делать-то здесь нечего. Но, какова бы не была категорийность нижней Jori, наши атлеты напряглись(в хорошем смысле)!
JoriJori


Признаться, были моменты, когда казалось, что вот-вот и начнется увлекательное занятие по вылавливанию спортинвентаря с воды, но, нет, атлеты мужественно поднимались после переворотов, отчаянно втирались в суводи, лихо гребли - в общем, не давали повода для сильного беспокойства.








Где-то в середине пути, в Jori с левой стороны впадает весьма полноводная, крутопадающая речка Grona. Она хорошенько прибавляет водицы в Jori. И сразу после этого начинается роскошный участок big volume.
групповой снимокгрупповой снимок










у Take out_ау Take out_а


Take out этой секции расположен сразу после автомобильного моста дороги Е136, недалеко от г. Dombas. Здесь же, чуть дальше, по левому берегу есть хорошая стоянка. Прямо напротив стоянки - замечательные рокслайдинги с хорошими бочками на выходе. И хотя, смотрятся слайдинги страшненько - они вполне дружелюбные. Часть наших героических атлетов, пользуясь неожиданно выглянувшим солнышком и хорошим настроением, устроили здесь веселые покатушки на радость зрителям.




Группа поддержки, надо отдать им должное, тоже не сидела сложа руки: пойманные форельки хоть и не отличались своими размерами, зато их вкусовые свойства, в качестве закуски, были по достоинству оценены многими.









Лечение отстрелов "тапочками" к этому моменту уже перестало быть регулярным. А вот бытовое пьянство по вечерам процветало(достаточно умеренно).


Погода в Норвегии - это сплошные контрасты!
Вот и сейчас, утро на стоянке, на Take out_е р.Jori, выдалось хмурым и неприветливым, моросил дождик, но проехав всего 20 км. по дороге Е136 мы увидели солнце; тучи, заполонившие, казалось бы, все небо, исчезли куда-то все разом.
И вот, всего 20 км. пути и мы на р. Lora.
Речка протекает по территории заповедника(или парка), поэтому для проезда к ней придется заплатить небольшие денежки, руководствуясь многочисленными инструкциями, памятками и плакатами, и борясь с чувством нежелания расстаться с содержимым своего кошелька. Уладив все формальности, можно открыть шлагбаум и ехать. Грунтовая дорога все время идет вдоль речки среди великолепного соснового бора. По дороге можно посмотреть стоянки, если у вас есть желание остановиться здесь на ночевку. Все места, где можно останавливаться, обозначены на карте перед въездом в заповедник.
Дальше по дороге, после первого моста через реку, ландшафт несколько меняется: сосенки меньше, кривенькие березки. И здесь, на мой взгляд, руководствоваться наставлениями по Put in_у из Norway Whitewater Guide далеко не обязательно.
Спустить лодочки на воду можно раньше: между первым и вторым мостом через реку.
начало каньонаначало каньонаОсновные препятствия идут от первого моста, и самый первый порог, начало каньона, можно посмотреть при заброске на Put in. Сам каньон неглубокий и очень красивый(это, конечно, при сопутствующей хорошей погоде).






Немного выше(по течению) первого моста, около 2х км., есть замечательный пологий дропчик - прекрасное тренировочное место для начинающих райдеров.









Take out расположен у небольшого пешеходного деревянного мостика через речку. Здесь же, наверху, есть хорошо обустроенная стоянка.
стоянка на Loraстоянка на Lora






А норвежское солнышко припекало все жарче, и немного уставшие после сплава атлеты разнежились под его добрыми лучами и ничего уже не хотели делать, разве только это: пить джин с тоником, валяться на травке, загорать, развлекаться! И лишь небольшая группа райдеров из отряда отважных не дремала - проехала речку еще раз. Хороший был денёк!


Следующий день, согласно плану поездки, был полностью посвящен культурной программе: один автобус отправился на фиорды ловить треску и втыкать на красоты, второй автобус - на стену троллей. А небольшая группа любителей белой воды переехала на р. Rauma.
р. Raumaр. RaumaНу, кто же не знает р.Rauma? Одна из самых популярных среди каякеров река в Норвегии. Воды на Rauma в этот солнечный летний день было немного, и это нас полностью устраивало. Начинали с верхней секции.
По Norway Whitewater Guide категория IV-V. Протяженность участка - 4 км.






Веселое и весьма не тривиальное первое препятствие на этом участке(речка падает вниз с хорошим уклоном, зажатая в гранитных стенках)прошли быстро, но атлеты, неудовлетворенные своими результатами, решили повторить.









И, как это часто бывает, только ухудшили показатели своей первой попытки: атлеты летали через корму, проделывали какие-то удалые мувы, валились вниз головой во второй слив и т.д. Так они развлекались достаточно долго, пока апофеозом этой вакханалии не явился отстрел и застрявшая в гнилой суводи лодка.




















Лодку, тщетно, пытались вытащить из суводи уговорами и бросанием в неё морковок: она полоскалась под сливом, делала круг почета, и снова шла поласкаться со сливом. Тогда(умение вовремя достать из кормы своей лодки альпинистское снаряжение дорогого стоит), в ход пошла обвязка, спусковой механизм и хорошая горная подготовка - лодочку вытащили.

Потратив на это мероприятие большую часть запасов энергии, оставшихся после завтрака, райдеры перестали дурачиться, и дело пошло быстрее.














































Вечерело. И запасы энергии от овсяной каши с изюмом не бесконечны. Мокрые, уставшие и голодные, но довольные райдеры возвращаются в лагерь. Возвращается и группа культурного досуга под впечатлением грандиозности норвежской природы.


На Take out_е верхней секции р.Rauma есть дорожка, которая ведет на р. Ulvaa. Проехав по ней некоторое расстояние, вы упретесь в шлагбаум, которыми просто кишат местные дороги, и с сожалением обнаружите, что и эта дорого платная. Сумма, которую требуют за проезд местные жители, невелика, а уж платить или нет - дело ваше. Итак, мы внесли мзду, как выяснилось позже, только за один автобус: второй подумал, что мы и за них оплатили, а третий, как было упомянуто выше, в это время ловил треску(мы так думали)в норвежских фиордах.
PyttaaPyttaaНа Put in р. Ulvaa автомобильная дорога заканчивается и дальше, в разные стороны, расходятся пешеходные тропы. Put in р. Ulvaa одновременно является и Take out_ом р. Pyttaa последний порог которой можно запросто прокатить. Если есть желание, то можно занестись чуть выше и проехать еще несколько слайдингов на Pyttaa.




Pyttaa в более высокую водуPyttaa в более высокую воду
Воды в этот день на р.Pyttaa и Ulvaa было мало(первая фотка). Вообще, р.Ulvaa знаменита своими так называемыми слайдингами: первый короткий и следом, с поворотом направо, второй более протяженный. Второй слайд в большую воду смотрится очень страшненько: вода с грохотом кубарем катится вниз по наклонной плите, вспениваясь и взрываясь. Однако, все проезжается довольно спокойно, но дурака валять, все же, не надо. В этом месте лучше проходить ближе к правому берегу. Так как воды у нас было не много, атлеты хоть и были под впечатлением, но проехали все быстро и чистенько.


1й слайд1й слайдПо Norway Whitewater Guide речка анонсирована классом III-IV(V).
Ниже слайдингов тянется череда простеньких шивер и вполне себе не короткий участок гладкой гребли с очень красивыми видами. Недалеко от Take out_а этой секции находится весьма мощный зачетный порог. Здесь, наша замечательная группа отважных позволила себе несколько отжигов, в результате: коллекция разбитых на руках пальчиков - которую мы начали собирать еще на p. Setninga - заметно прибавилась!


Светило солнце; мирные стада норвежских баранов беззаботно хрумкали сочную травку, а наши мысли, преисполненные тревоги, все дальше и дальше уносились в сторону норвежских фиордов. Там, в этих фиордах, куда так недавно отправился наш 3й автобус, возможно, в поисках крупной трески, наши друзья, выбравшись в открытое море, затерялись на его просторах и ждут-ждут от наc помощи! Так мы думали, поглощая остатки обеда, грузили лодки, и путь наш лежал в сторону p. Sjoa.
p. Sjoa - одно из культовых мест в Норвегии. На речке проводились и проводятся различные соревнования, хорошо развит коммерческий рафтинг, есть несколько каякерских школ и небольшой kayak shop; к юношескому Чемпионату Мира по гребному слалому(не помню какого года) был построен слаломный стадион, который действует и поныне, при стадионе есть небольшой кемпинг.
Согласно Norway Whitewater Guide на реке несколько секций для сплава, а именно: 1)Steinholet(II-III)- 6 км,рекомендована для начинающих;
2)Ridderspranget(III-IV,(V,VII))- 10 км, несколько мощных порогов с прекрасными участками белой воды между ними;
3)Asengjuvet(III-IV) - 14 км, playrun в грандиозном ущелье;
4)Playrun(III-IV-) - 6 км, название говорит само за себя(эту секцию можно продолжить, еще 4 км, до слаломного стадиона);
5)Amot(IV-V-) - 2 км, несколько сильных порогов в коротком гранитном каньоне.
Действительно, исходя из кол-ва и разнообразия сплавных участков, здесь можно остановиться на несколько дней.
Приехав на Sjoa уже к вечеру, мы с радостью обнаружили там 3й автобус(дожидавшийся нас в условленном месте) и наших друзей, хорошо отдохнувших, набравшихся впечатлений и даже похорошевших! Их прекрасные, спокойные лица свидетельствовали о хорошо проведенном времени, и о том, конечно, что в Норвегии, помимо сплава по рекам, есть еще чем заняться.
знакомство с осликамизнакомство с осликамиклубничкаклубничка
рыбалкарыбалкагрибочкигрибочки

Вода на Sjoa к нашему приезду была средняя. И наши атлеты, поутру следующего дня, разбрелись по реке в поисках приключений. Особой популярностью пользовался участок Playrun.









Всё когда-то заканчивается! Вот, и наша поездка подошла к завершению. К завершению подошли запасы продуктов и горячительных напитков. Погружены лодки, небольшая суета перед отъездом, кто-то нервно докуривает сигаретку перед дальней дорогой. Ударил гром - сверкнула молния - хлынул дождь. До свидания, Норвегия!


Опубликовано kozyrev в пн., 17.10.2011 - 16:36. categories [ ]